Если логотип, слоган или название Вашего бизнеса начнет использовать другое лицо, это может нанести репутационный или даже финансовый ущерб компании. Поэтому, чтобы безопасно продвигать свое дело, важно регистрировать товарные знаки в Роспатенте и своевременно выявлять правонарушения.
Защиту прав на товарный знак обеспечивают Гражданский Кодекс РФ и Закон РФ от 23.09.1992 №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Во избежание инцидентов, связанных с неправомерным копированием фирменных наименований и логотипов, рекомендуется самостоятельно проверять использование Вашего обозначения конкурентами.
1) Мониторинг в Интернете
Он заключается в простом поиске через стандартные системы Яндекс и Гугл.
Задача - пройтись по выдаче и убедиться, что аналогичное название не используют конкуренты. Нужно рассматривать только те компании и ИП, которые работают в сферах деятельности, относительно которых Вы зарегистрировали обозначение.
После проверки словесной части можно воспользоваться поиском по картинкам. Загрузив изображение своего логотипа, в выдаче Вы получите похожие обозначения.
2) Поиск по реестру Роспатента
Более точный мониторинг доступен через сервис Роспатента: https://searchplatform.rospatent.gov.ru/trademarks. В данном реестре можно получить полную информацию о зарегистрированных или только поданных на регистрацию обозначений. На сервисе также удобно выставлять фильтры в процессе поиска (например, по классу МКТУ).
В первую очередь обратите внимание на тип знака «Заявки» - это еще не зарегистрированные товарные знаки. Если среди них обнаружите сходные в Вашей области деятельности, то можете направить в Роспатент возражение.
Как понять, что Ваши права на товарный знак нарушены?
Степень схожести логотипов и названий - субъективный критерий, особенно если обозначения одинаковы только частично. Ориентироваться при оценке сходства нужно по написанию, смыслу, звучанию и визуалу.
Небольшие изменения в Вашем товарном знаке - уже нарушение. К ним относятся:
- изменение порядка букв и слов: FinTechGroup - TekFinGroup;
- слитное или раздельное написание: СТРОЙЛЕСБАНК - Строй Лес Банк;
- написание транслитом: Магнит - МАГНИТ;
- целенаправленные опечатки: Twitter - Twiter;
- разница в двух-трех буквах: Leroy Merlin - Lerua Merlen.
При обнаружении других компаний и предпринимателей, которые используют Ваше обозначение, нужно выяснить:
- идентичны ли ваши сферы деятельности;
- похожи ли обозначения;
- извлекает ли нарушитель прибыль при использовании обозначения.
Что делать в случае нарушения прав?
1. Зафиксируйте правонарушение - сначала подготовьте доказательства. Можно приобрести продукцию с признаками плагиата с видеофиксацией и сохранением чека, провести нотариальный осмотр сайта или заверить скриншоты, зафиксировать с помощью фото и видео съемки вывески или другие материалы, на которые нанесен товарный знак.
2. Направьте досудебную претензию, в которой:
- опишите, где и как обнаружили правонарушение, приложите доказательства: фото, сканы, продукцию, чеки
- докажите, что Вы владелец прав на товарный знак, прикрепите свидетельство Роспатента, ссылку на запись в реестре ведомства
- четко оформите требования - прекратить правонарушение, выплатить компенсацию и т.д.
- укажите, в какой срок Вы ожидаете ответа от нарушителя (не менее 30 дней)
- напишите, что в случае отсутствия ответа или невыполнения требований, вы готовы пойти в суд
3. Обратитесь в суд, если на досудебную претензию не отреагировали в течение 30 дней или отказались выполнять требования.
В исковом заявлении дублируется информация из досудебной претензии и указываются правовые основания требований истца, факт соблюдения им досудебного порядка урегулирования спора.
Заявление также можно направить в надзорные органы: в ФАС, полицию, Роспотребнадзор. С положительным решением одного из ведомств шансов на успех в судебном заседании гораздо больше.
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе текущих новостей и предложений СТРОЙЛЕСБАНКа
Мы в Телеграм